Приложения
Многие приложения CommuniGate Pro, такие как PBX, WebMail, и т. д. используют язык CG/PL, подобный языку JavaScript. В то время как другие языки используют большой набор «стандартных» или «стоковых» аппликаций, CommuniGate Pro является универсальной платформой для разработки и применения разнообразных приложений для работы в интернете, с телефонией, электронной почтой, приложений для организации коллективной работы.
Приложения на базе CG/PL могут получить доступ ко всем компонентам и подсистемам CommuniGate Pro, включая хранилище электронных писем и коллективной организации труда, VoIP, файловому хранилищу, клиентам мгновенных сообщений и службе статуса присутствия, биллинговой службе, и администрированию.
Будучи глубоко интегрированной в CommuniGate Pro, среда CG/PL является более эффективной чем, другие среды на базе Java.
Протокол XIMSS предоставляет основу для разработок со стороны клиента. Как и CG/PL, XIMSS также предоставляет доступ к электронной почте, клиентам мгновенных сообщений, программам по организации коллективной работы, VoIP и многим другим подсистемам и все это с использованием одного протокола XML. Входящие в состав библиотеки XIMSS сильно упрощают разработку клиентов для коммуникации. Они доступны на JavaScript, Java (включая Android) и Objective C (включая iPhone).
Подробнее о языке программирования Язык Программирования CommuniGate Pro (CG/PL) можно узнать, ознакомившись с мануалом.
Подробнее о наборе инструментов, которым располагает сервер CommuniGate Pro для
- Автоматизации административных задач
- Обработки писем и звонков
- Подключения сторонних программ и скриптов
- Построения HTML интерфейсов
- Создания UC клиентов и утилит на различных платформах
можно посмотреть на странице API.
Разбираем простейший пример — приложение для записи контактного телефона клиента.
Основным преимуществом CommunigatePro перед другими системами является один серверный язык для всех модулей — звонков, почты, календарей. То есть мы можем в одной программе принять звонок, проиграть голосовое меню, принять DTMF и сформировать на основе этого DTMF письма, SMS, календарные события.
В качестве примера напишем программу для записи контактного телефона клиента.
Программа должна будет:
- Проиграть стартовое меню с выбором специалистов по фамилии.
- В рабочее время у специалиста звонит телефон, в нерабочее включается программа «Мы вам перезвоним».
- Предлагаем ввести контактный телефон. После ввода отправляем письмо пользователю, которому звонил клиент.
Для начала немного теории.
Сигналы
В CommunigatePro это сервер обеспечивающий коммуникации в «реальном времени» (дальше по тексту real-time) — IM, SMS, голосовая связь. Сигнал это элементарная задача выполняемая сервером для real-time коммуникаций, они используются всеми модулями обеспечивающими real-time связь — SIP, XMPP, SMPP, XIMSS для передачи информации о начале, разрыве, и изменения состояния соединения.
Для определения адресатов во всех этих протоколах используются AOR (address of registration), которые по формату соответствуют email адресу, поэтому на сервере AOR для сигналов совпадает с email адресом и является просто полным именем учетной записи.
Также как и для писем для сигналов доступен набор настроек, позволяющих изменять адресатов — таблица роутинга, forwarders, пользовательские правила для входящих сигналов.
Запуск программ. Язык CG/PL
CommunigatePro умеет выполнять программы на простом и мощном языке CommuniGate Programming Language (CG/PL). Для каждого модуля и функциональности есть набор встроенных в язык функций. Поддерживается два стиля:
// // A simple CG/PL application // Basic style // entry Main is myName = "Jim" + " " + "Smith"; if length(myName) > 10 then myName = Substring(myName,0,8) + ".."; end if; end; /* * A simple CG/PL application * C style */ entry Main { myName = "Jim" + " " + "Smith"; if(myName.length() > 10) { myName = myName.substring(0,8) + ".."; } }
PBX программы так же пишутся на CG/PL и организованы в окружение/среду — набор файлов из CG/PL программ, вспомогательных файлов(например аудио) и папок для поддержки различных языков.
Существует общесерверная PBX среда (страница Users->PBX в WebAdmin интерфейсе) и доменные на каждый домен (Users->Domains->[Domain]->PBX). При этом когда PBX программа, запущенная от имени некоторого аккаунта, запрашивает файл из среды, поиск в начале ведется в доменной среде, а потом в серверной.
Самый простой способ запустить CG/PL программу это отправить сигнал на адрес формата: pbxAppName#account@domain.com, при этом сервер запустит задачу исполняющую программу записанную в файле pbxAppName.sppr (этот файл должен находиться либо в PBX окружении домена domain.com, либо в серверном окружении) от имени аккаунта account@domain.com (сигнал при этом будет передан в только что созданную задачу).
Пользователь pbx
Этот пользователь предназначен для функционирования большинства PBX программ установленных по умолчанию на сервере.
У этого пользователя изначально уже есть одно real-time правило:
Правило срабатывает на любой сигнал попавший в аккаунт и вызывает программу из файла «pbx.sppr» (PBX центр) от имени аккаунта pbx. Программа pbx.sppr довольно сложная и предоставляет разные функции в зависимости от того как ее вызывать.
Поскольку стартовый сигнал передается в программу, мы можем задать разное поведение программы в зависимости от имени/псевдонима пользователя осуществившего вызов, например, при вызове pbx#pbx@domain.com запускается авто-секретарь, а при вызове pbx#conference@domain.com работает центр конференций.
Кроме этого у пользователя pbx есть алиас 200, который является добавочным номером. Предназначен для звонков с «железных» телефонов.
Авто-секретарь
Авто-секретарь это программа, реализующая стандартное иерархическое меню с выбором. Поскольку она поставляется в комплекте с сервером, в WebAdmin есть интерфейс для взаимодействия с ней на странице [Account, в данном случае pbx]->Real-Time->Advanced. Посмотрим как эта страница выглядит по-умолчанию:
Алгоритм программы следующий:
- проигрывает welcome.wav и dialknownextension.wav
- проигрывает for[name].wav для каждого пункта [name] из department menu. Каждому отделу ставиться в соответствии номер по порядку перечисления. При этом цифры из Directory Prefix пропускаются(они зарезервированы под экстеншены) и если в списке есть слово operator, то этот пункт всегда проигрывается последним и ему соответствует цифра 0.
- после выбора отдела звонок отправляется в аккаунт с именем, совпадающим с именем отдела.
Настроим ее таким образом, чтобы при запуске проигрывалось следующее сообщение:
Здравствуйте, это компания «Специалисты», для специалиста Иванова нажмите 1 для специалиста Петрова нажмите 3 или дождитесь ответа секретаря.
Поскольку сообщения будут на русском, нужно создать отдельную папку для языка в PBX среде домена и переключить язык интерфейсов пользователя pbx, от имени которого запускается программа, на русский. На странице pbx->Preferences в настройке «Language» ставим «Russian». На странице [Домен]->PBX, нажимаем на кнопку «Create Custom Environment», для изменения PBX окружения в домене:
Отобразился список файлов образующих PBX среду в домене. Слово «parent» слева от имени файла означает, что файл берется с общесерверной среды.
Проматываем в нижнюю часть интерфейса и создаем подпапку для русского языка:
Записываем 4 файла и загружаем их в только что созданную папку russian.
welcome.wav //Здравствуйте
dialknownextension.wav //вы позвонили в компанию Специалисты наберите короткий номер абонента если он вам известен.
forivanov.wav // для специалиста Иванова
press.wav// нажмите
0.wav, 1.wav,3.wav // цифры
forpetrov.wav // для специалиста Петрова
tospeakopertator.wav // или дождитесь ответа секретаря
tryingextension.wav // набираю абонента
failure.wav // ошибка
Чтобы файлы for***.wav проигрывались нужно изменить настройки [pbx]->Real-Time->Advanced на эти:
Также нужно добавить в домен учетные записи с именами ivanov, pertrov и operator. Для проверки открываем любую учетную запись в Samoware и набираем в Dialer модуле 200 или pbx.
Устанавливаем приемные часы для специалистов
Мы хотим, чтобы во вне рабочее для специалиста время звонки отправлялись в PBX программу с определенным именем, например callback (которая спрашивает у пользователя контактный телефон и обещает перезвонить).
Для этого в всех аккаунтах ivanov, petrov и operator заходим на страницу [account]->Preferences и устанавливаем настройку working hours в группе настроек Calendars.
Дальше нужно зайти в раздел [account]->Real-time->Incomming call Rules и включить Divert calls ->when: afterhours, To: #callback:
Поскольку во время настройки нам удобнее, чтобы звонки перенаправлялись всегда, установим временно Divert Call -> When:always, To: #callback.
Если после этих настроек позвонить пользователю, то Samoware выдаст ошибку «Failed to load PBX application code» (при звонке через авто-секретаря будет проигран failure.wav).
Она связана с тем, что программы callback еще не существует в PBX окружении домена, ей мы и займемся в следующем пункте.
Пишем CG/PL программу
Программа выполняет 3 набора действий:
- Проигрывает вступление:
- «На данный момент специалист не может поднять трубку. (callbackbusy.wav)
- Если вы хотите, мы можем вам перезвонить в ближайшее время.(callbacklater.wav)
- Наберите свой контактный телефон и нажмите решетку, (callbacknumber.wav)
- в случае ошибки нажмите звездочку и наберите номер заново» (callbackclearnumber.wav)
- Считывает телефон.
- Формируем email и завершаем разговор.
- «Ваш телефон записан, наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время» (создаем файл callbacktrailer.wav)
- Если письмо отправить не получилось предупреждаем об этом и останавливаемся:
- «Ошибка, сервис не доступен, перезвоните позже» (failure.wav + callbacknotavailable.wav)
Программу можно набирать в любом текстовом редакторе, файл сохраняет в Plain Text формате с именем «callback.sppr».
Текст программы не сложный, порядка 20-ти строчек, дополнительные пояснения в комментариях:
// "entry Main" является точкой входа для любой CG/PL программы entry Main is // принимаем входящий звонок, если не получилось останавливаемся if AcceptCall() != null then stop; end if; // проигрываем .wav файлы PlayFile("CallbackBusy"); PlayFile("CallbackLater"); PlayFile("CallbackNumber"); PlayFile("CallbackClearNumber"); // инициируем переменную в которой будет храниться номер accumulator = ""; loop // в цикле считываем из буфера по одной DTMF цифре с таймаутом 20 секунд input = ReadInput(20); // если решетка или не DTMF символ (функция ReadInput возвращает не только DTMF) заканчиваем запись номера exitif not IsString(input) or input == "#"; // если пользователь ошибся в процессе набора, можно начать заново нажав "*" if input == "*" then accumulator = "";PlayFile("CallbackClearNumber"); end if; accumulator = accumulator + input; // добавляем очередной символ end loop; //если в итоге номера нет - повесили трубку или просто не стали набирать, выходим: if accumulator == "" then stop; end if; // пытаемся отправить письмо если не получилось просим перезвонить if SendEmail("CallbackMailer@"+ MyDomain(),"Вам надо перезвонить на номер:"+ accumulator,MyEmail(),null,"") != null then PlayFile("Failure"); PlayFile("CallbackNotAvailable"); else PlayFile("CallbackTrailer"); end if; end;
По аналогии с аккаунтом pbx, на страницах [ivanov и petrov]->Preferences, «Language» ставим «Russian». Программа callback проигрывается от имени этих аккаунтов и аудио файлы записаны на русском.
Для завершения установки callback.sppr загружаем в [Домен]->PBX, а все .wav файлы — в языковую подпапку «russian» на этой же странице. Большое количество файлов удобно загружать одним .tar архивом (сервер сам его распакует и добавит файлы в окружение)